Под таким названием в читальном зале Эвенкийской окружной библиотеки представлена книжная выставка, посвященная жизни и деятельности замечательного тунгусоведа Глафиры Макарьевны Василевич. О ней написано немного, хотя ее значение как труженика науки и как человека заслуживает большего внимания.
Родилась она в Петербурге в марте 1895 года. В 1920 году поступила на этнографический факультет географического института, который закончила через пять лет.
Экспедиционная деятельность Глафиры Макарьевны началась летом 1925 года с участия в этнографической экспедиции по рекам Нижняя и Подкаменная Тунгуска. Следующие два года она работает в бассейне Подкаменной Тунгуски. В 1929 году изучает быт эвенков верхней части Олекмы и Витима; в 1930 году – эвенков Обь-Енисейского водораздела. Через год совершает плавание на лодке по Лене от Киренска через перевал по Нижней Тунгуске до Енисея. В 1935-1936 годах Василевич работает на территории Эвенкийского национального округа. После войны участвовала с Институтом этнографии в экспедициях по Якутии, Хабаровскому краю и Иркутской области. В 1960 году с целью дальнейшего сбора полевого материала работала в колхозах западной Эвенкии.
Надо отметить не только ее научную деятельность, но и педагогический талант. Этому делу она посвятила многие годы своей жизни. Преподавала эвенкийский язык на северном факультете Ленинградского института востоковедения, позднее преобразованного в Институт народов Севера. Была доцентом Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена. В это время ею был разработан эвенкийский алфавит, положено начало первым школьным учебникам. Только в период с 1931 по 1951 годы ею выпущено на эвенкийском и русском языках 62 учебника для учащихся 1-4 классов, более десяти программ и методических пособий.
В 1930 году в Институте народов Севера Глафира Макарьевна создает кружок переводчиков и начинающих писателей. Под ее редакцией были выпущены первые произведения эвенкийских писателей. Она сама писала на эвенкийском языке стихи для детей. По свидетельству Ф. Кронгауз: «Песни эти, как и некоторые стихи, сочиненные ею для первых учебников, распространялись и превратились затем в современные фольклорные произведения».
Г. М. Василевич выпустила пять словарей, из которых наиболее объемными считаются «Русско-эвенкийский словарь», вышедший в 1948 году, и «Русско-эвенкийский словарь» 1958 года выпуска. Она внесла огромный вклад в изучение тунгусской группы языков, особенно эвенкийского. Особо стоит отметить такие работы, как «Нанайский язык», «Эвенкийский язык» (1933 г.), «Очерки грамматики эвенкийского (тунгусского) языка» (1940 г.). Многие из них, к сожалению, остались неопубликованными. Это «Наречия тунгусов бывшего Киренско-Кандинского ведомства района верхней части бассейнов Нижней и Средней Тунгуски», «Самоучитель эвенкийского языка» (1936 г.) и другие. В 1948 году вышла ее монография «Очерки диалектов эвенкийского (тунгусского) языка». В 1960 году во втором номере журнала «Вопросы языкознания» опубликована статья большого теоретического значения – «К вопросу о классификации тунгусо-маньчжурских языков». Василевич предложила следующую классификацию тунгусских языков: сибирская подгруппа (эвенкийский с солонским и окгормским; негидальский, эвенкийский) и нижнеамурская подгруппа (орочский, удэгэ, орокский, ульчский и нанайский).
В жизни Глафира Макарьевна была энергичным, напористым, исключительно работоспособным и щедрым человеком. Обладала блестящими способностями к языкам. Кроме эвенкийского хорошо знала английский, немецкий и французский. Одевалась скромно, но изысканно, пользуясь всеми аксессуарами светской дамы. Не имея семьи, она всю свою жизнь посвятила раз и навсегда выбранному делу.
Глафира Макарьевна внесла неоценимый вклад в этнографическое изучение эвенков. Ей принадлежат исследования, посвященные играм, календарю (например, «Счисление времени у енисейских тунгусов»), древнейшим языковым и культурным взаимоотношениям племен Северной Азии, эвенкийскому фольклору, народам Амура, религиозным верованиям, шаманству, урало-юкагирским связям тунгусов, этнонимике, происхождению оленеводства и всестороннему изучению материальной культуры эвенков (нагрудники, кафтан, колыбель, жилище, типы обуви, типы оленеводческих хозяйств). Но среди них особенно нужно выделить проблему этногенеза и этнической истории, которой исследователь посвятила большую часть своей научной деятельности. Вплотную этими вопросами она стала заниматься с 1940-х годов. Так, в 1943-1946 годах подготовила рукопись работы «Материалы языка, фольклора и этнографии по проблеме этногенеза тунгусов» с приложением более двух тысяч страниц машинописи. В последние годы жизни Василевич вернулась к этой работе и подготовила другой вариант. Во многом обновленный вариант монографии под названием «Материалы языка, фольклора и этнографии к проблеме этногенеза пратунгусов».
В 1947 году Глафира Макарьевна подготовила большую статью под названием «Тунгусо-якутские лексические параллели».
Замечательно, что основные предвидения и предположения Г. М. Василевич по этнической истории древнего населения Сибири были подтверждены исследованиями последних лет и по-прежнему представляют большой научный интерес.
Обозревая судьбу и жизненные коллизии этого замечательного человека, невольно вспоминаешь астрологическую характеристику Алана Лео людей, родившихся под знаком Рыб: «На них практически всегда можно положиться, хотя их никогда и в достаточной мере не ценят, ибо они хранят свои таланты, не выставляя напоказ. Они скромны в своих претензиях, бывают упорны, настойчивы, беспокойны…». Такой и была Глафира Макарьевна.
Знакомясь с ее работами, фактами биографии, зримо представляешь образ этой удивительной женщины, неутомимого исследователя, талантливого ученого.
Елена КОЗГОВА,
главный библиотекарь окружной библиотеки
На снимке третья слева:
Г. М. Василевич.